Оглавление:
- Вступление
- Цензура
- 50-е: beefcake
- Грайндхаус
- 60-е: сексуальная революция
- 70-е: порношик
- Домашнее видео
- 80-е: после революции
- 90-е: The Internet is for porn
- Заключение
- Приложения
- Список использованной литературы
 
Вступление
Порнография сопровождает человечество на всём протяжении всей его истории. Были эпохи, когда с ней отчаянно боролись – но она никогда не исчезала. Были эпохи, когда она свободно цвела – и наши дни далеко не первая из таких эпох.
Но, как бы то ни было, порнография никогда не существовала отдельно от общего течения жизни. Многим моралистам хотелось бы представить, что аудитория порнографии – это какой-то узкий круг нездоровых извращенцев, а нормальным людям она чужда. Но это, конечно, не так. Тот человек, который приходит домой и читает или смотрит порно – это тот же самый человек, который работает в офисе или на заводе, несёт военную службу или совершает научные открытия.
В каждую эпоху особенности бытования порнографии зависели от множества вещей, порой практически не связанных с сексуальной жизнью и даже с современной общественной моралью. Например, от технического прогресса; от уровня благосостояния общества; от уровня образования; от моды и рекламы. Так:
- в начале 19 века в США законы «против непристойности» существовали, но практически не применялись. Не было общего обязательного начального образования. Народ был безграмотен и при всём желании не мог читать непристойные книжки. Те редкие высокообразованные и высококультурные «извращенцы», которые ими интересовались, тщательно скрывали свои пристрастия.
- в 70-е годы 20-го века в США некоторое время считалось абсолютно нормальным говорить о порнографии и обсуждать порнофильмы. Сексуальная революция уже прогремела, ещё не началась истерия, связанная с обнаружением синдрома иммунодефицита (СПИДа), к тому же на экраны вышли порнофильмы, снятые по стандартам художественных лент и впоследствии ставшие культовыми – «Глубокая глотка» в гетеросексуальной порнографии, «Счёт» в бисексуальной и «Мальчики в песке» - в гомосексуальной (о них мы ещё поговорим).
- только в наше время частью широкой аудитории порнографии стали женщины. Всего несколько десятков лет назад считалось, что женщин порнография не интересует и не возбуждает. Это обосновывалось научно и даже подтверждалось исследованиями. Но феминизм достиг определённых успехов. Стало нормально и приемлемо для женщины быть сексуально активной. Женщины признались прежде всего сами себе в том, что они могут не только хотеть «быть оттраханными», но и сами порой желают кого-то «оттрахать» – и тут же оказалось, что и на порнографию женщины реагируют иначе.
Я хочу рассказать про обычную человеческую жизнь, про порнографию как часть обычной жизни. У меня заявлена тема «история гей-порновидео с 60-х по 2000-е», но на самом деле я начну с тридцатых годов и даже раньше. Индустрия гей-порновидео действительно возникла в шестидесятые, но она возникла не на пустом месте. Нужна небольшая предыстория. Я хочу рассказать о том, где человек в это время мог найти порнографию; в каких условиях он мог её посмотреть; как к этому относились другие люди; как и кем создавалась порнография той эпохи.
И начну я с цензуры.
 
Цензура
Двадцатый век – это время величайших потрясений. Европа пережила две мировые войны, Россия к тому же – Гражданскую войну, строительство и разрушение коммунизма. Казалось бы, Соединённым Штатам повезло больше – однако напомню, что в тридцатые годы в Штатах разразилась Великая Депрессия.
Одним из потрясений двадцатого века была сексуальная революция. После неё мир уже не стал прежним.
Харфорд Хайд Монтгомери, написавший книгу «История порнографии» в 1964 году, на заре сексуальной революции, начинает её словами: «Большинству людей слово "порнография" режет слух. С ним – сознательно или бессознательно – связано чувство стыда. Многие люди привыкли оглядываться, прежде чем произнести его, и понижать голос, чтобы дети не услышали. Кажется, что в самом слове есть что-то нехорошее».
Нам может казаться, что сексуальная революция не достигла особого успеха. Мы и сейчас видим вокруг дремучее невежество и дискриминацию. Прямо сейчас информация о сексуальной революции в русскоязычной Википедии отличается от информации в англоязычной. В англоязычной есть статья об истории гей-порнографии, и фильм «Мальчики в песке» упоминается наравне с «Глубокой глоткой». В русскоязычной этого нет.
Но, поверьте, до сексуальной революции было намного, намного хуже.
В Англии в 1857 году был принят Акт о непристойных публикациях, он же Акт лорда Кэмпбелла. В соответствии с ним, судьи могли отдавать приказ об уничтожении «любых непристойных публикаций, предназначенных для продажи или распространения». Не принимались во внимание ни литературные, ни научные достоинства, ни то, сколько в книге было непристойности – хотя бы даже одно-единственное слово.
Книгу Рэдклиф Холл «Благо одиночества», посвящённую лесбийским отношениям, запретили в Англии за одну фразу: «И той ночью они не были разделены», причём и литературные консультанты, и присяжные, и судья признавали, что, кроме одной этой фразы, книга была безупречно нравственна. Нью-Йоркский суд также запретил роман, с формулировкой: «Книга не имеет нравственной ценности, ибо пытается утвердить право извращенца молиться среди нормальных членов общины».
Говоря о Соединённых Штатах, приходится отсчитывать время от момента принятия Поправки Комстока. Её приняли в 1873-м году. Согласно Поправке Комстока, никакие «непристойные материалы» нельзя было рассылать по почте. Нарушителям грозил большой штраф и пять лет тюрьмы.
Энтони Комсток был председателем нью-йоркского «Общества по борьбе с пороком» и главным Почтовым инспектором Соединённых Штатов. Он возбудил около 3500 судебных дел и уничтожил 160 тонн литературы, признанной «непристойной». Среди них были не только эротические книги, но и книги о богохульстве, азартных играх, о театральном искусстве, а также феминистические брошюры и многое другое, что казалось ему неприличным.
За непристойность в 1921-м году запретили даже прославленный роман «Улисс» Джеймса Джойса. Истцом в суде было всё то же «Общество по искоренению порока».
Ситуация начала меняться только в 1954 году, почти через сто лет. На суде, где рассматривался роман «Бабник» Стэнли Кауфмана, судья попросил присяжных сначала прочитать книгу целиком, не останавливаясь на «аморальных «ударных» местах», и только потом принимать решение. Другой судья, Август Хэнд, во время другого процесса трактовал закон так: «Является ли разжигание похоти главным результатом чтения книги в целом? Следует учитывать соотношение между вызывающими возражения эпизодами и произведением в целом, а также оценки признанных критиков».
Но в ходе ещё одного процесса по вопросу о непристойности, состоявшегося в 1957 году, судья Бренкан заявил, что «непристойность нельзя защищать, опираясь на положение о защите свободы слова». Верховный суд одобрил новый оценочный критерий для американских судов: «Вопрос о пристойности либо непристойности книги должен определяться с той точки зрения, может ли она вызвать у среднего гражданина похоть».
Пуританское общество отчаянно сопротивлялось переменам.
Поправка Комстока просуществовала почти сто лет. Её отменили только в 1965-м.
Аналогично тому, как поправка Комстока регулировала содержание книг, гравюр, фотографий и журналов, пересылавшихся по почте, в кинематографе с начала тридцатых годов действовал Кодекс Хейса.
Уильям Харрисон Хейс был главой американской Ассоциации производителей и прокатчиков фильмов. Утверждённый им кодекс стал национальным стандартом для США. Кодекс Хейса требовал от кинематографа быть моральным и призывать к добру. Зло не могло изображаться привлекательным. Непристойностям было не место на широком экране. Запрещалось высмеивать священников и судей, запрещалось изображать белых людей в рабстве, запрещалось изображать межрасовые браки.
Цитаты из Кодекса:
"- Ни один фильм не должен снижать моральные устои аудитории.
- Представлению подлежит, насколько это возможно, только правильный образ жизни.
- В случаях изображения нечистой любви, к которой общество всегда относилось с порицанием и которая всегда была запрещена божественным законом, необходимо руководствоваться следующими правилами:
1. Нечистая любовь не должна быть представлена привлекательной или красивой.
2. Она не должна быть предметом комедии или фарса или использоваться для того, чтобы рассмешить зрителей.
3. Она не должна быть представлена таким образом, чтобы вызывать возбуждение или нездоровое любопытство аудитории.
4. Она не должна выглядеть морально приемлемой или допустимой.
5. В целом, при изображении такой любви необходимо избегать каких-либо подробностей".
Причём все эти правила относились только к внебрачному гетеросексуальному сексу и адюльтеру. Любое изображение нетрадиционной сексуальной ориентации, и даже намёки на неё, было строжайше запрещено.
Кодекс Хейса отменили только в 1967-м году.
Итак, до середины шестидесятых Поправка Комстока и Кодекс Хейса затрудняли производство и распространение порнографии настолько, насколько это было возможно. Законодатели надеялись уничтожить порнографию. Но, как мы понимаем, они были обречены на неудачу. Всеобщая моральность и целомудрие не воцарились – вместо этого возникло множество способов обойти закон.
Какими они были?
Поскольку моя тема – всё же гей-порновидео, я не буду говорить о так называемых непристойных книгах и о гетеросексуальной порнографии. Это очень интересная тема, но другая.
 
50-е: beefcake
С 30-х по 60-е годы двадцатого века существовало сленговое словечко и, соответственно, феномен Beefcake.
Что же это такое?
Cheesecake – ещё одно жаргонное словцо тех времён. Оно означало изображение откровенно сексуальной женщины, которая, тем не менее, соответствовала стандартам приличия. Примерный синоним – пин-ап. «Пин-ап» значит «пришпиливать», «прикалывать» - это картинки, которые можно было приколоть на стену или в кабину автомобиля. Пин-ап девушек 30-50-х годов нетрудно найти в интернете. Они всегда одеты. Видно нижнее бельё, видна кромка чулок, девушки соблазнительны и не слишком целомудренны, однако это, конечно, не порнография. Но мало кто знает о том, что существовал и мужской аналог пин-апа – beefcake, то есть «мясной пирожок».
Если «пин-ап девочки» - это «приличные девочки, которым ветер задрал юбочку», то «beefcake мальчики» - это хорошие мальчики, которые занимаются бодибилдингом и хотят соответствовать древнегреческим стандартам совершенного мужского тела. Лётчик времён Второй Мировой или дальнобойщик 50-х годов мог ничего не объяснять, если у него в кабине висела пин-ап девочка. Но точно так же он мог ничего не объяснять, если в кабине висел Beefcake-мальчик: это просто значило, что парень занимается культуризмом и хочет иметь такое же прекрасное тело.
Beefcake-стиль прошёл свою эволюцию, тесно связанную с эволюцией бодибилдинга.
Собственно культуризм, или бодибилдинг, считается изобретением Евгения Сандова, циркового атлета и борца рубежа 19-20 века. Но широкую популярность культуризм обрёл именно в 50-х годах. Первый из легендарных бодибилдеров после самого Сандова, Чарльз Атлас, полностью соответствовал викторианским стандартам «приличного человека». Его расцвет пришёлся на 10-е и 20-е годы. Атлас утверждал, что культуризм никак не связан с сексуальностью, и приходил в ужас, видя, насколько он популярен у дам. Тем не менее, даже этот порядочный джентльмен фотографировался в beefcake-стиле – настолько этот стиль был популярен.
Джек Лалэйн, которого называют «отцом фитнесса», по его собственным словам, тоже не мог себе представить, что культуризм и фитнесс могут быть как-то связаны с «развратом». Он был примерным семьянином. Однако фотограф Расс Уорнер, работавший в стиле beefcake, в 1954-м году запечатлел Джека на парных фотографиях с другим Джеком, Томасом, получившим незадолго до того титул «Мистер Америка» среди юниоров. Позже Лалэйн начал карьеру фитнесс-инструктора на телевидении – он стал вести популярное шоу. Он попытался как-то изъять и уничтожить эти фотографии, но это ему не удалось.
Следующий легендарный бодибилдер, Стив Ривз (непосредственный предшественник Арнольда Шварцнеггера), уже не был столь наивен. В 1957 и 1959 годах вышли фильмы про Геракла, в которых блистал Стив Ривз. С тех пор эталоном мужского тела стало тело бодибилдера. Для нас сейчас красивое, полуобнажённое, накачанное тело мужчины-актёра, часто – очищенное от волос и намазанное маслом – это нечто естественное и само собой разумеющееся. Но для 50-х годов это было в новинку и зачаровывало зрителей.
Бодибилдинг – это именно то «гнездо», где обосновался гомоэротизм 50-х. В то время выходило множество Beefcake-журналов. Поскольку в них не было порнографии, их можно было рассылать по почте и, соответственно, выписывать. Одним из самых популярных журналов был Physique Pictorial. В нём, в частности, снимался юный Джо Даллесандро. На обложке этого журнала появлялся и сам Стив Ривз. В нём дебютировал Том оф Финланд.
Чуть позже этот стиль изображения почти обнажённых мужчин пришёл и в видео. Культуризм в тридцатые годы совершенно лишён сексуальности. Участников трудно назвать красавцами. Это просто состязание в силе, то, что сейчас называется иначе и даже считается другим видом спорта – пауэрлифтинг. А вот в лентах 50-х годов мы уже видим медленные движения мужчин, которые с наслаждением демонстрируют себя. Их телесное совершенство не направлено ни на какое действие, а существует как бы само по себе, с элементом самолюбования, предложения соперничать и предложения желать. 60-е – это закат эпохи Beefcake. В «культуристских» короткометражках появляется откровенный дразнящий гомоэротизм.
«Ганимед и пришельцы»/ «Ganymede and the Spaceman»
 
- в юмористической ленте, пародирующей современные ей научно-фантастические фильмы, двое хорошеньких инопланетян приходят к взаимопониманию с похищенным ими земным парнем.
«Грёзы о героях легенд»/ «Daydreams of Mythic Heroes and Bodybuilders»
- в этой короткометражке два парня-атлета живут вместе. Один из них ложится вздремнуть и во сне видит себя античным воином, а своего приятеля – слугой. Слуга помогает господину одеваться и натирает его маслом.
 
«Хижина в лесах»/ «Cabin in the woods»
- необычайно трогательная в своей наивности лента. В лесной глуши живёт одинокий охотник. Однажды в дверь его хижины стучится замёрзший и промокший путник. Радушный хозяин предлагает ему переодеться в сухое. Однако, оставшись без одежды, парни решают не терять времени даром и... начинают демонстрировать развитые мышцы, принимая традиционные для культуристов позы. А потом, после ужина, усталый путник засыпает в кровати хозяина.
 
«Голубая роза»/ «Blue Rose»
- в поздней beefcake-ленте «Голубая роза» мы уже видим довольно прозрачное метафорическое изображение секса. Сюжет несложен: идеально сложенный греческий юноша останавливается отдохнуть у волшебного источника, заглядывает в зеркало вод и превращается в цветок. Другой юноша подходит и срывает цветок – и его охватывает волшебное притяжение. У фильма довольно ожидаемый финал.
Нельзя утверждать с уверенностью, но очень похоже, что авторы последней ленты были знакомы с фильмом Жене «Песнь любви». Во всяком случае, цветочные метафоры, мотив поедания цветка и мотив встречающихся рук очень похожи на приёмы, который использовал Жан Жене.
Beefcake magazines – это один путь, который вёл к началу индустрии гей-порновидео. Второй путь – это, как ни неожиданно звучит, высокое искусство.
В 1950-м году Жан Жене снял свой единственный фильм «Песнь любви». Фильм снимался практически в тайне, в титрах появляется только имя самого Жене. Это было необходимо, чтобы избежать преследования актёров за участие в подобном «непристойном действе», а сам Жене преследования не боялся, потому что и так был не в ладах с законом – незадолго до того его едва не посадили пожизненно.
Американский композитор Нед Рорем описывает в своем «Парижском дневнике» впечатления от просмотра в 1953 году: «Увидел наконец фильм Жене... Это не реальный опыт, но фантазия, то, о чем мы мечтаем, но чего никогда не бывает в жизни. У великого писателя не хватает времени для личной жизни... Конечно, лучший из эпизодов ... это не мастурбация, а сигаретный дым, который выдыхает в соломинку, вставленную в отверстие стены, один узник и вдыхает другой, - дым, соединяющий влюбленных, которые никогда не видели и никогда не увидят друг друга».
Совершенно не «публичный» характер «Песни любви» имелся в виду Жаном Буйе, когда он рецензировал ее для Gazette du cinema Эрика Ромера в 1950 году. «Жан Жене создал фильм такого класса, на который способен только истинный поэт. Великий поэт Жан Жене позволил себе невиданную роскошь – сделать фильм, который никогда нельзя будет показать в кинотеатрах на Елисейских полях, фильм, чья поэтическая природа исключает публичную демонстрацию в киноклубах или на кинофестивалях мира. Он создал кино для себя».
Сам Жене писал: «...существует тесная связь между цветами и каторжанами. Нежность и беззащитность первых – по сути то же самое, что грубая бесчувственность последних. Если мне придется изображать каторжника – или преступника, - я осыплю его таким океаном цветов, что, будучи погребенным под ними, он тоже превратится в гигантский невиданный цветок».
Съёмками фильма интересовался Жан Кокто. Эпизоды в лесу снимались в загородном доме Кокто в Милли-ля-Форе, на юге от Парижа. Тюремная стена, которая показана в начале и в финале фильма, - это фрагмент здания тюрьмы Ля Санте, где сидел сам Жене и где он писал автобиографический роман «Чудо о розе». Эти съемки производились без разрешения властей.
Лента предназначалась только для частных коллекций. Жене не хотел, чтобы она становилась популярной. Ему удалось ограничить распространение фильма во Франции, но продюсер успел продать несколько копий. Так лента вышла из-под контроля автора и стала, по словам критика Тони Рейнса, одной из самых знаменитых гейских короткометражек в Европе. Фильм стал частью подпольного кинофонда, хотя демонстрировать его было опасно.
Несанкционированный показ «Песни любви» в Нью-Йорке в марте 1964 года закончился полицейским рейдом. Организатора показа арестовали и сказали ему, что его стоило бы расстрелять прямо перед экраном за «осквернение Америки». Та же история повторилась в Сан-Франциско. Верховный суд округа Аламейда, дважды просмотрев фильм, признал, что он оскорбляет общественную нравственность. Апелляционный суд утвердил это решение, заключив, что фильм представляет собой «жесткое порно, и выходит за допустимые пределы в демонстрации определенных сексуальных отношений... Исходя из природы кинематографа как средства коммуникации, мы полагаем, что изображение сексуальных сцен в кино, в отличие от письменных источников, выходит за границы конституционных норм».
В 1971 к фильму был добавлен саундтрек. Его автор, композитор Гэвин Брайарс, работал с монтажными листами, и никогда не видел фильма ни со своей музыкой, ни без неё.
Сюжет ленты – история о двух заключённых, влюблённых друг в друга, и надзирателе тюрьмы, который непонятно кого и к кому ревнует.
 
Грайндхаус
Напомню, что в то время не было ни интернета, ни видеомагнитофонов (первые видеомагнитофоны появились в 1969 году, но широкое распространение получились в США только к середине 70-х).
Где же всё это демонстрировалось?
В маленьких дешёвых кинотеатрах. В конце 60-х появился специфический и прославленный впоследствии Тарантино термин «грайнд-хаус», но кинотеатры такого типа существовали и много раньше. Грайндхаус в буквальном переводе – «молотилка». Так назывались эти кинотеатры потому, что в них нон-стоп, с 9-30 утра и до 5-30 ночи демонстрировались фильмы. С утра это были обычно малобюджетные, низкокачественные ленты типа «Вервольф против Вампирессы», «Человек с двумя мозгами» и тому подобные, а вечером и ночью – порнография. На фото видна цена билета – двадцать пять центов.
Итак, мы пришли к эпохе сексуальной революции.
 
60-е: сексуальная революция
Шестидесятые годы двадцатого века – время, полное очарования. Время открытий, время решений, предопределивших облик будущего, время ярчайших звёзд искусства. Это время наивысшей славы человечества. В начале шестидесятых в космос полетел Гагарин, в конце – Армстронг. Шестидесятые – это Битлз, Роллинг Стоунз, Пинк Флойд, это Феллини и Стэнли Кубрик, это Мерилин Монро и Бриджит Бардо. Время величайшего пессимизма: пик Холодной войны, ожидание атомного конца света, быстрое распространение наркомании. Но в то же время это время величайшего оптимизма – это хиппи, «дети цветов», и сексуальная революция.
К ней привело множество обстоятельств. Уменьшилось давление церкви и общественной морали. Борьба за равноправие женщин достигла первых успехов. Изобрели противозачаточные таблетки, распространилось телевидение.
На отношение к сексуальности влияла, в том числе, телереклама. Эротизация рекламы началась очень давно, трудно сказать, когда именно, но на рубеже 19-го и 20-го века сигареты, мыло или наряды уже рекламируют шаловливые нарисованные дамочки. Есть и примеры рекламы с гомоэротическими мотивами – прекрасные работы Джозефа Кристиана Лейендекера (30-е годы). Реклама, созданная Лейендекером, как и реклама Альфонса Мухи, обладает той же художественной ценностью, что живопись.
И всё же в те времена эротизировалась реклама товаров, непосредственно связанных с привлекательностью. Нельзя было вообразить, что эротичен автомобиль, кухонная плита или стиральная машина. А в 50-е эротичными стали именно новые технологии. Обладание высокотехнологичными новинками начало ассоциироваться не только с удобством, надёжностью, экономичностью, но с сексуальной привлекательностью.
Одним из самых ярких примеров такой эротизированной (конечно же, не явно, а лишь в виде подтекста) рекламы стал маленький рекламный мюзикл «Design for Dreaming», он же Motorama, вышедший в 1956-м году. Интересен переход от первой ко второй части мюзикла. Начало «Design for Dreaming» посвящено автомобильной выставке Motorama. Создатели мюзикла представляют выставку как сказочный бал, на который героиня мюзикла отправляется в роли принцессы. Дискриминация в те времена цветёт пышным цветом: один из гостей выставки советует «принцу» отправить свою спутницу на кухню, где ей самое место. Утешением ей должна стать новая высокотехнологичная кухня – такая же «достойная оправа для красивой женщины», как наряды, драгоценности и прекрасные автомобили.
Во время сексуальной революции главной ценностью стали яркая индивидуальность личности и возможность получать удовольствие от жизни. Какое же удовольствие без секса? А рядом с сексом всегда появляются эротика и порно.
В 60-х годах возникла индустрия гей-порновидео. Вначале она была полу-нелегальной, подпольной. Однако в ней уже появились свои звёзды, и самая яркая – Джо Даллесандро.
Было бы неправильно называть Джо порноактёром. Он без преувеличения звезда. Прославила его малобюджетная трилогия Энди Уорхола и Пола Моррисси «Плоть», «Мусор» и «Жара» (1968-1972), которая стала классикой андеграундного кино и неотъемлемой частью сексуальной революции. В «Плоти» он сыграл хастлера, обслуживающего в основном мужчин. При этом герой женат и у него есть ребёнок. На заработки с панели он содержит семью. Сюжет фильма очень прост: нужно за день добыть 200 долларов на аборт подруге жены.
Но до того, как стать звездой Уорхола, Даллесандро вёл жизнь, похожую на жизнь его героев в трилогии.
Его мать попала в тюрьму, и он оказался сначала в приюте, а потом в приёмной семье. Участвовал в уличных разбоях и драках, угодил в исправительно-трудовую колонию для несовершеннолетних. Потом – занимался проституцией, работал барменом в гей-баре, а в 16 лет дебютировал в качестве порномодели для журнала «Physique Pictorial». Он снимался и в короткометражных порнофильмах.
К началу 70-х популярность Даллесандро вышла далеко за пределы нью-йоркских богемных салонов и дала ему перспективу «большой» актерской карьеры. Из-за этого возник конфликт с Уорхолом и Моррисси: те не хотели уступать Голливуду открытую ими звезду.
Несколько лет Даллесандро был популярнейшей фотомоделью. Потом он получил предложения о работе в Европе, снимался в итальянских и французских фильмах, в частности, в «Черной луне» Луи Малля (1975) и «Je t'aime moi non plus» («Я тебя больше не люблю», 1975) Сержа Гензбура. Но интерес прессы к нему ограничивался «жареными» темами – порно, наркотики, андеграунд. Порнофото и фильмы Джо распространялись среди фанатов.
В конце 70-х обстоятельства привели к тяжёлому творческому и личному кризису. Последовало долгое лечение от наркомании и алкоголизма. В 80-е Даллесандро вернулся в кинематограф, однако его новая известность уже никогда не сравнялась с былой.
 
70-е: порношик
В 70-е сексуальная революция пришла к расцвету. Эти годы заслужили название «золотого века порно» или «эпохи порношика». Вышли фильмы «За зелёной дверью», «Мальчики в песке», «Глубокая глотка», «Дьявол в мисс Джонс» и «Счёт». Эти фильмы по своему качеству смыкались с мейнстримными, а отношение публики к порнозвёздам, снимавшимся в них, было почти таким же, как к звёздам мейнстримного кино. Порноактриса Линда Лавлейс, звезда «Глубокой глотки», в 70-е давала интервью и автографы так же, как всякая кинозвезда.
В 1970-м году Уэйкфилд Пул снял порнофильм «Boys in the Sand». В 1971-м году этот фильм был представлен в Нью-Йоркском кинотеатре и имел рекордные кассовые сборы – сравнимые аж со сборами "Глубокой глотки", самого известного и кассового гетеросексуального порнофильма в истории.
В фильме этом блистал Кейси Донован.
Кейси Донован (настоящее имя Кэлвин Калвер), не сказать, чтобы очень красивый и даже, на мой вкус, не слишком-то обаятельный на фотографиях, тем не менее, удостоился в семидесятые звания «гей-иконы».
Закончив колледж, Кэлвин работал учителем, пока из-за одного некрасивого инцидента его не уволили. После этого он переехал в Нью-Йорк, чтобы продолжать там карьеру... высокооплачиваемой модели и элитного эскортиста. Псевдоним «Кейси Донован» он взял, чтобы сниматься в порнофильмах, а под собственным именем занимался менее эпатирующими вещами – например, играл в театре и серьёзном кино. Ему довелось встретиться на сцене с Ингрид Бергман. По её словам, Кэлвин обладал обаянием того же рода и силы, что Роберт Редфорд.
Самый известный серьёзный фильм, в котором он снялся – это «Счёт» (1973) (строго говоря, это тоже эротика с налётом философии). Речь идёт о двух парах свингеров. Сюжет фильма перекликается с «Безнравственными наставниками» де Сада, а также с популярным анекдотом:
Приходят две семейные пары к сексопатологу. Говорят, что удовлетворения не получают. Врач им советует:
- А вы попробуйте поменяться партнерами.
Они поменялись и пошли по разным комнатам. Через полчаса в одной из комнат:
- Вась, ну как?
- Класс!! Интересно, что там наши бабы делают?
О популярности Кейси Донована говорит хотя бы то, что давным-давно неактуальный для прогрессивного человечества жареный факт – что Кейси, дескать, в своё время переспал с первым Суперменом, Кристофером Ривом – даже в двадцать первом веке скандализировал общество.
...А вот закончилась история Кэлвина Калвера очень грустно. В 1987 году он умер от СПИДа, в возрасте сорока трёх лет.
Но не будем о грустном. Лучше вернёмся в то время, когда он был молодым и красивым. Итак, «Boys in the Sand», 1971 год. Незамысловатая порнография, конечно, но жизнерадостная и солнечная. Забавный загар с белыми пятнами - по старой моде. В фильме нет сюжета, это по сути три развёрнутые секс-сцены на пасторальном фоне. Техничность уже есть, как и все стандартные крупные планы, но камера не боится, что половые органы на пару секунд исчезнут из кадра. Наоборот, режиссёр предпочитает держать зрителя в приятном напряжении. И ему это удаётся. Поверьте, перемежать порносцену пейзажами и делать это не пошло и не уныло - задача нетривиальная. Фильм достаточно медленный (а в семидесятые кино вообще было намного медленней), но в нём нет того, чем грешит современная порнуха – однообразных возвратно-поступательных движений на полчаса. А «скачущая» камера создаёт особенный эффект – по отзывам критиков, «эффект участия», но скорее, эффект подглядывания.
В это же время по-прежнему снимали чёрно-белые немые ленты. Их ниша – любительское порно и различные эксперименты. В списке видеопримеров есть один из ранних опытов в БДСМ-порно.
Ещё один интересный экспериментальный фильм 70-х – «Розовый нарцисс».
Джеймс Бидгуд – знаменитый фотограф и порнограф на протяжении шести лет снимал этот фильм у себя дома. Стараниями его друзей и самого режиссёра были созданы мистические декорации. В главной роли выступала его любимая модель – Бобби Кендалл (он не снялся больше ни в одном фильме). Фильм вышел полуподпольно в гей-клубах. В титрах вместо имени режиссера стояло Anonimus. Это был 71-й год. Шок и восторг, вызванный этим фильмом, не дал режиссеру возможность до 1999-го года обнародовать свое авторство. Сюжет прост: парень-проститутка ждет клиента в гостинице, представляя себе предстоящую встречу то как бы происшедшую в гареме султана, то в природной стихии под грозу и молнии, когда сама природа участвует в оргии, то на сцене Колизея во время корриды, то в грязном привокзальном туалете, то в ванне, полной спермы… По отзывам критиков, этот фильм послужил началом творчества таких современных художников, как Пьер и Жиль. Если определить стиль этого фильма – это кич, возведенный на вершину искусства.
Расцвет творчества фотохудожников Пьера и Жиля пришёлся на 80-е годы. Пьер Коммуа и Жиль Бланшар известны своим фирменным стилем. Их очень яркие, сильно ретушированные живописные фотографии ассоциируются то с иконами, то с рекламными постерами. Часто появляется тема доминирующих женщин и гомоэротика. Если попытаться вкратце пересказать искусствоведческие статьи об их творческом методе, получится вот что: есть китч – пошлое псевдоискусство, дешёвая массовая продукция наподобие календариков с котятами и открыток с розочками, и есть гламур – лоск и шик, в итоге сводящийся к той же самой вульгарности. При соединении китча и гламура получается пошлость в квадрате – когда художественная ценность измеряется в стразиках. Но именно в этот момент, как ни парадоксально, пошлость превращается в художественный материал. Ведь и китч, и гламур – порождение инстинктов, то есть человеческой природы. А природа – предмет исследования художника.
В это же время творит известнейший фотограф Роберт Мэпплторп. «Мужской член и, например, цветок — равноизящны. Есть люди, которые не могут это признать. Для меня это очевидно…», — говорил Мэпплторп. В 70-е он работал у Энди Уорхола, и познакомился с порнозвездой Бенджамином Грином. Это знакомство сыграло важную роль в его судьбе: именно после него снимки Мэпплторпа приобрели вызывающе сексуальный гомоэротический характер. Мэпплторп очень любил снимать цветы, в особенности – орхидеи, так, чтобы цветок на фото явственно ассоциировался с половым органом.
Мы уже дважды видели в эротическом искусстве подобные примеры – в «Песни любви» и в «Голубой розе». Вообще сравнение половых органов с цветами в искусстве – довольно избитая метафора. В конце концов, цветы – это половые органы растений. Однако сравнение с цветком мужского члена характерно почти исключительно для гомоэротики. В гетеросексуальной эротике и порнографии «цветком», «розой» называют только женские половые органы. Когда речь заходит о члене, то либо подчёркивается его величина и крепость, либо появляется ирония – орган именуется «дружок», «болт», «рог» или как-нибудь столь же неаппетитно.
Вершины известности Мэпплторп достиг в 1977-м году. В Нью-Йорке одновременно прошли две его персональные выставки: «приличная», посвящённая цветам, в галерее Holly Solomon и «непристойная», с вызывающими порнографическими и гомоэротическими фото, в галерее The Kitchen. Даже самые яростные противники Мэпплторпа признавали высокий уровень его художественного мастерства. «Непристойные» снимки были сделаны с соблюдением формальной традиции, с классическими композицией, рисунком освещения и фоном.
Тем не менее, даже в восьмидесятые подобные фото всё ещё эпатировали благонамеренную общественность. В Цинциннати организатор выставки был арестован за распространение непристойности. За порнографией уже признавали право на существование, но Мэпплторп делал её объектом искусства – и это всё ещё было недопустимо.
Естественно, кроме высокохудожественной фотографии, в то время существовал огромный рынок фотографии «низовой» - от частного домашнего фото до порножурналов, более или менее дорогих и качественных. Стиль beefcake с его стыдливостью и юмором ушёл в прошлое, эротическая фотография становилась всё более откровенной. Однако даже безымянные порнофотографии 70-х обладают чем-то вроде общего стиля. Они полны жизнерадостности и солнечного света, очень многие фотосессии сделаны на пляже или у бассейна, модели часто улыбаются в камеру или друг другу. Казалось бы, атмосфера радостной сексуальности, удовольствия и оптимизма должна быть естественной для порно, хотя бы потому, что привлекает покупателя и увеличивает продажи. Но, как ни странно, это настроение скоро рассеется. Чем позже, тем реже в фотосессиях и видеороликах встречается подобная атмосфера.
 
Домашнее видео
В 1969-м году началась продажа первых домашних видеомагнитофонов. Вместе с ними на рынок вышли и первые любительские видеокамеры, плёнки с которых можно было проигрывать на этих видеомагнитофонах. В 70-е годы техника совершенствовалась и распространялась, и к 80-м в США видеомагнитофон и видеокамера имелись чуть ли не в каждом доме.
Не нужно объяснять, какую роль это сыграло для «клубнички». Теперь желающий посмотреть что-нибудь «взрослое» уже не должен был выходить из дома, плестись в специальный кинотеатр, стесняться кассирши и делить душный зал с десятком собратьев по несчастью. Видеокассету можно было посмотреть дома, в интимной обстановке и с полным комфортом, возможно, и с партнёром. Грайндхаус-кинотеатры быстро исчезли, не выдержав конкуренции.
Кстати, на заре видеомагнитофонов шла яростная борьба между двумя стандартами записи – VHS и Betacam. VHS победил, полностью вытеснив противника с рынка, именно потому, что создатели стандарта согласились поддерживать порноиндустрию, а их конкуренты – нет.
Рынок видеокассет стал прибыльным, цены упали, ассортимент расширился. Кроме очевидных плюсов, тут крылись и серьёзные минусы. Становилось всё больше низкобюджетного порно, его создатели и знать не желали ни о какой эротичности, красоте, художественности. На первый план выходила техничность. Крупные и общие планы, последовательность ласк, композиционное решение сексуальной сцены – всё подчинял себе стандарт.
 
80-е: после революции
Интересно, что одним из стандартов в гей-порнографии 80-х был такой, который я, пожалуй, назову «яойным». Чаще всего актёры явственно делились на топа и боттома, причём топ должен был выглядеть более мужественным, мускулистым и агрессивным, а боттом – более женственным и покорным. Порнозвёзды восьмидесятых обычно были топами.
Самый известный порноактёр той эпохи – Джефф Страйкер (настоящее имя Чарльз Каспер Пейтон).
Вот что о нём пишут в гей-журналах: «Джефф Страйкер – один из самых знаменитых гей-порноактеров 80-х и 90-х годов 20-го века. Он родился 21 августа 1962 года и снялся не в одном десятке порнофильмов (иногда под именем Чак Пейтон). Смазливое лицо, прекрасная накачанная фигура и большой член – всё это сделало фильмы с его участием необыкновенно популярными в среде геев. Как и другой уже немолодой бывший порноактер Рокко Сиффреди, в последние годы, постаревшая и уже не снимающаяся в порно бывшая звезда, он стал участвовать и в съемках художественных фильмов.
...А его знаменитый член, кстати сказать, стал прототипом многочисленных вибраторов, дилдо и т.п. Эти вибраторы так и называются: "Член Джеффа Страйкера"».
Несмотря на усиливающуюся стандартизацию порнографии, фильмы и ролики Джеффа всё ещё сохраняют, по большей части, лучшие черты порнографии семидесятых. У него выходит (и входит) не только задорно, но и эротично. Крупные планы отнюдь не мешают нежным взглядам. Актёры играют и у них даже получается. Есть сюжетные «рамочки». Общее качество фильмов и роликов почти не отличается от современных им фильмов категории B и сериалов. Джеффа как-то раз назвали «порнозвездой эпохи «Династии».
Кстати о «Династии». В США этот сериал выходил восемь лет, с 1981 по 1989 годы, захватив почти всю эпоху 80-х. Это был первый популярный сериал в прайм-тайме, в котором появился персонаж – открытый гей, и не просто появился: Стивен Кэррингтон – красивый и обаятельный парень, вызывающий сочувствие.
В России «Династию» показывали в середине 90-х. В видеоматериалах можно найти отрывок: самый красивый и эротичный момент сериала. Это уже шестой сезон и третий любовник Стивена.
70-е и 80-е годы в порнографии – это так называемая «pre-condom era». Актёры снимались без презервативов. С началом эпидемии СПИДа в 80-х это привело к тому, что очень многие из них погибли. Эпидемия СПИДа практически закончила сексуальную революцию. Теперь экстремальная свобода и стремление к безответственным удовольствиям очень быстро приводили к мучительной смерти.
Однако у сексуальной революции были и положительные последствия. Всё-таки изменилось отношение к гомосексуальности, общество (в 80-е – пока только западное) стало более терпимым. В порноиндустрии также продолжался период дестигматизации. Этот сложный термин означает, что профессия порноактёра переставала быть настолько постыдной, как была. В 1984 году появилась премия AVN Awards — это кинонаграда журнала AVN (Adult Video News), вручаемая за достижения в создании порнофильмов. Её называют «порно-Оскаром». Изначально в ней были номинации в области гей-кино, а в 1998 году появилась отдельная гей-премия.
Ещё одна порнозвезда 80-х – златокудрый Брайан Хоукс.
Брайан Хоукс родился в 1959-м году в Калифорнии. Он снялся в пятнадцати фильмах, большая часть которых вышла в период с 1983-го по 1984-й год.
Брайан – загадочный тип. Начать хотя бы с того, что неизвестно его настоящее имя. Верней, неизвестно, которое из длинного ряда псевдонимов – настоящее. Он успел побывать Шоном МакАйвеном, Шоном Блэйкли, Энджелом Дэмиеном, собственно Брайаном Хоуксом и Дэвидом Андерсом. Есть мнение, что скорей всего он всё-таки Дэвид.
Загадочны и обстоятельства его смерти. Вроде бы считается, что он погиб в автокатастрофе в 1991-м, но об этом крайне мало сведений, и они очень противоречивы. Даже точная дата неизвестна. Возможно, он был убит. Возможно, он покончил с собой. По другой версии, никакой автокатастрофы не было, а умер он от СПИДа. По третьей версии, Брайан вообще ни от чего не умирал, а просто решил уйти таким способом из профессии, и сейчас жив-здоров под ещё одним псевдонимом.
Каких только восторженных отзывов он ни удостаивался от благодарной аудитории! «Полудетское лицо Брайана может быть ангельским или дьявольским – в зависимости от того, что выражают сейчас его синие глаза убийцы», «его прекрасные непослушные светлые волосы достойны херувима Караваджо». Во всяком случае, одно можно сказать точно: режиссёры понимали, что имеют дело с достаточно экзотической натурой, и использовали представлявшиеся возможности на всю катушку - и на радость зрителям.
В видеоматериалах есть фрагмент из фильма «Like a horse»: забавное, трогательное и роскошное видео с Майком Рэмси, где Брайан играет дикую тварь из дикого леса. В качестве статиста в фильме появляется даже ручной тигр.
Это характерная черта порнографии 80-х: попытки создать внешний сюжет, и если не обосновать наличие в нём порносцены (это уже сверхзадача), то, по крайней мере, сделать ленту зрелищной не только за счёт секса. Причём очевидно, что для этого порой требовались значительные усилия и немалый бюджет. В фильме Джеффа Страйкера «Stryker Force» повествуется о том, как трое крепких парней отправились на поиски приключений в леса Амазонки. На боевик этот порнофильм, конечно, не тянет, но в нём есть и драки, и опасная фауна влажных джунглей, и другие декоративные сцены, казалось бы, совершенно ненужные в порноленте. Другой порноролик, сюжет которого ограничивается фразой «рок-звезда после концерта трахает своего фаната», начинается с полноценного музыкального номера Джеффа в роли той самой рок-звезды. А если в роликах заходит речь о ковбоях, то актёры не только надевают шляпы, но и скачут на лошадях по прериям.
В последующие десятилетия, хотя доходы от производства порнографии растут, студии всё сильнее экономят на съёмках. Место сюжетных элементов в фильмах сокращается, их зрелищность сходит на нет.
 
90-е: The Internet is for porn
Девяностые! На пороге эпоха интернета. Но пропускная способность сетей пока ничтожна, поэтому ещё много лет ничто не поколеблет позиции домашних видеомагнитофонов.
Качество видео становится всё лучше и лучше. Рынок растёт. Усиливается специализация, оформляются своего рода «кинковые ниши» - фетиш-порно, БДСМ, транссексуалы, этно и т.д. Субкультура становится всё более сложной, разветвлённой, интерактивной. Она быстро отзывается на новые желания потребителя.
Однако продолжается тенденция к упрощению порнографии. Режиссёры сосредотачиваются на демонстрации и бесконечном повторении непосредственно полового акта; какая-либо изобретательность, художественность встречается крайне редко, о композиции и красоте кадра никто не думает. Если сравнивать даже самое высокобюджетное порно 90-х с тем же фильмом «Мальчики в песке», винтаж покроет современную продукцию как бык – барана. Характерно, что приблизительно с 90-х годов и до современности подавляющее большинство гей-порновидео – это групповой секс. Конечно, такие ролики снимались и раньше, но это была «кинковая ниша» среди многих других. Сейчас же едва ли не каждый полнометражный фильм – это групповуха, в которой участвуют порой человек десять, а то и больше. Причины этого понятны: в отсутствие художественных задач и методов только увеличение количества участников позволяет как-то разнообразить происходящее на экране.
В наши дни существует несколько десятков только крупных студий, снимающих гей-порно, и бесчисленное число любительских. Известные студии по большей части возникли в 80-е годы – например, Titan Media и Bel Ami. Другая известная студия Falcon Entertainment основана в 1971, и в 70-е же начал свою работу Жан-Даниэль Кадино.
Продукция современных порно-студий, сказать по чести, мало чем отличается друг от друга. Разница лишь в том, что кто-то специализируется на юных мальчиках, кто-то снимает накачанных культуристов или «медведей» и так далее. Куда же ушла художественность фильмов 70-х? Ответ прост: дело в том, что порно всё-таки действительно сливается с мейнстримом. Давно уже нет запрета на секс-сцены в большом кино. И по-настоящему красивые и эротичные сцены однополой любви мы теперь найдём в мейнстримных фильмах и сериалах – таких, как «Queer as folk», «Ни одна ночь не станет долгой», «Бухта Данте» и многих других.
 
Заключение
А в конце лекции я хочу вернуться на сто лет назад, в 1919-й год. В то время прославленный учёный и врач доктор Магнус Хиршфельд пытался бороться с дискриминацией гомосексуалов. Он хотел добиться отмены 175-й статьи в немецком уголовном кодексе, в соответствии с которой гомосексуальные отношения были уголовно наказуемы. По его инициативе был снят фильм «Не такой, как другие». Это было едва ли не первое в истории изображение однополых отношений на киноэкране.
Тогда у доктора ничего не получилось. Фильм был запрещён, а впоследствии вообще уничтожен нацистами. Единственная копия, как это ни удивительно, сохранилась в Советском Союзе.
Конечно же, никакой порнографии в нём, нет и эротики – разве что тонкий и нежный эротизм.
Фильм можно найти в Приложениях.
 
Приложения
Видеогалерея:
1. Соревнования по бодибилдингу 30-х. No beefcake.
2. Видеоленты бодибилдеров 1955-го года: традиционный beefcake-стиль.
3. Поздние beefcake-ленты: «Грёзы о героях легенд», «Ганимед и пришельцы», «Голубая роза», «Хижина в лесах».
4. Жан Жене «Песнь любви».
5. Эротизация рекламы: рекламный мюзикл «Design for Dreaming».
6. Энди Уорхол, Пол Моррисси, «Плоть» (1968).
7. Джо Даллесандро, ранняя порнолента.
8. «Счет» (1973).
9. «Мальчики в песке» (1971).
10. Раннее БДСМ-порно (фрагмент). Начало 70-х.
11. Джеймс Бидгуд «Розовый нарцисс» (1971).
12. Фрагмент из сериала «Династия», объяснение Стивена и Люка.
13. Джефф Страйкер, «Stryker Force».
14. Джефф Страйкер, «Рок-звезда».
15. Брайан Хоукс, два фрагмента порнофильмов, 80-е годы.
16. «Не такой, как другие» (1919) по заказу доктора Хиршфельда.
 
Фотогалерея:
1. Атлеты 20-х - 40-х годов. Рождение beefcake-стиля.
2. Атлеты 40-х и 50-х: сформировавшийся beefcake-стиль.
3. Beefcake-журналы: от Стива Ривза до Тома оф Финланд.
4. Грайндхаус-кинотеатры: фото.
5. Эротизация рекламы: Джозеф Кристиан Лейендекер.
6. Джо Даллесандро: фотогалерея.
7. Кейси Донован: фотогалерея.
8. Фотоискусство Пьера и Жиля.
9. Фотоработы Роберта Мэпплторпа.
10. Порножурналы конца 60-х – конца 70-х.
11. Первые домашние видеомагнитофоны и видеокамеры: фото.
12. Джефф Страйкер: фотогалерея.
13. Брайан Хоукс: фотогалерея.
14. Порножурналы 80-х.
 
Список использованной литературы
1. И.С.Кон, «Лунный свет на заре: лики и маски однополой любви».
2. Х.Х.Монтгомери, «История порнографии».
3. Кодекс Хейса, перевод, полная версия.
4. «Митин журнал»: «Малыш Джо», суперзвезда Уорхола», интервью брал Ярослав Могутин.
5. Рецензии кинокритиков на «Песнь любви» Жана Жене: Джейн Джайлс, Л.Карахан, Эдмунд Уайт.
6. Биография Р.Мэпплторпа на http://club.foto.ru (автор не указан)
7. Статьи и материалы с сайта http://vintagegaymediahistory.blogspot.com
8. И, разумеется, Википедия, куда без неё :)
 
 
Переход на страницу: 1  |   | |